GISMETEO: Погода по г.Троицк (Моск.)
07 июня 2012 17:53
«Помочь найти компромисс»

Победительницей городского и участницей Московского областного смотра-конкурса результатов деятельности уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса стала учитель обществознания и права гимназии г. Троицка Е.В. Пурыхина. Накануне Международного Дня защиты детей она рассказала о том, с какой целью была введена в школах Троицка должность уполномоченного, что входит в его обязанности и как он может помочь детям и взрослым.

– Екатерина Викторовна, объясните, чем была вызвана необходимость введения в школе должности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса?

–  Положение «Об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении» было утверждено уполномоченным по правам человека в Московской области и министром образования Правительства Московской области ещё в 2008 году. Коллегия Министерства образования Московской области (решением от 05.12.2008
№ 10/2 – прим. ред.) рекомендовала ввести эту должность в школах. В гимназии города Троицка быстро реагируют на новые предложения, а правовому просвещению у нас всегда придавалось большое значение. Работа по защите прав учащихся уже велась у нас педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом по воспитательной работе. Учитывая моё образование и опыт преподавательской работы, мне несложно было присоединиться к этой команде.

Основные цели моей работы: содействовать восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса; оказывать помощь в урегулировании взаимоотношений детей с учителями; консультировать детей, их родителей, педагогов по вопросам защиты их прав... Я стараюсь помочь найти компромисс в конфликтных ситуациях, решить проблему с учётом интересов всех сторон.

Ежегодно гимназисты проводят уличную акцию – раздают троичанам листовки с правилами дорожного движения

– Каким образом ведётся правовое просвещение в школе?

– Как уполномоченный по правам участников образовательного процесса я организую или принимаю участие в организации ряда образовательных мероприятий.

В начальных классах ребёнок должен усвоить правила дорожного движения и правила поведения в школе и дома. От того, как быстро и полно ребёнок усвоил эти правила, зависит его комфортное пребывание в школе, здоровье, а порой и жизнь. А это основные права. Знакомство с этими правилами происходит c первых же дней в школе. Это тематические уроки, встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы рисунков, викторины. Мы приглашаем кукольный театр со спектаклем, посвящённым правилам дорожного движения. В гимназии есть и собственный кукольный театр, художественным руководителем которого я являюсь. Наш спектакль о правилах поведения в школе и дома «Вовка в Тридевятом царстве» всегда пользуется большим успехом у первоклассников.

В среднем и старшем звеньях эта работа продолжается в клубе Юных инспекторов движения, проводятся учебные занятия по ОБЖ, плановые тренировки по эвакуации учащихся по сигналу «Тревога».

Со старшеклассниками проходят интересные обсуждения, например, проблемы толерантности в современном мире. В честь 20-летия принятия Конвенции о правах ребёнка проводили викторину для учеников 9–10-х классов. Ребята предложили внести в Конвенцию дополнения (например, обязательные бесплатные среднее образование и оздоровительный отдых для детей, создание международной детской организации).

В 9-х классах проходит «День молодого избирателя», а в 10–11-х классах – игры «Предвыборная агитация», «Юридическая консультация», «Определение места жительства несовершеннолетнего ребёнка». Ежегодно ребята пишут сочинения для конкурса «Права человека – глазами ребёнка».

– Наверняка, некоторые ребята проявляют к праву особый интерес, ведь факультет юриспруденции пользуется у абитуриентов большим спросом…

В играх «Предвыборная агитация» или «Юридическая консультация» старшеклассники оживлённо дискутируют о своих правах

– Самые заинтересованные ребята ходят заниматься в кружок «Юрист», который я веду уже пять лет. В рамках занятий я готовлю ребят к участию в олимпиаде по праву, ежегодно около 50 гимназистов принимают в ней участие, становятся победителями и призёрами. Это помогает им сделать осознанный выбор будущей профессии.

– Насколько востребованы ваши консультации? Кто чаще обращается за советом: дети или взрослые?

– Статистика подросткового суицида и преступности говорит сегодня сама за себя. Наши дети не умеют решать свои проблемы самостоятельно, некоторые ситуации им кажутся безвыходными, а родители в силу своей занятости не могут уделить им достаточно внимания. Если бы ребята знали, где получить реальную помощь, возможно, многих трагедий можно было избежать. И я считаю, если хотя бы один ребёнок воспользовался моим советом, решил свою проблему,  введение этой должности было оправдано.

Екатерина Викторовна Пурыхина по образованию юрист. В гимназии г. Троицка работает 6 лет, преподаёт старшеклассникам обществознание и право. Ведёт занятия кружка «Юрист». Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса была избрана Управляющим советом гимназии в 2009 году по результатам открытого голосования.

Конечно, понадобилось время, чтобы информация об уполномоченном дошла до сведения всех участников образовательного процесса. Мы оформили уголок правовых знаний, информация о месте и времени приёма уполномоченного была освещена на общешкольных родительских собраниях, на классных часах, на сайте школы.

В основном моя работа связана всё-таки с профилактикой конфликтных ситуаций. Мне это делать легко, так как я работаю во всех классах, начиная с 7-го. И в рамках предметов «обществознание» и «право» я имею возможность обсуждать многие волнующие подростков вопросы. Как правило, после урока ко мне обязательно подходят дети, столкнувшиеся с похожей ситуацией.

Родители ко мне обращаются реже. Они привыкли решать проблемы с классным руководителем, либо сразу обращаются к администрации, срабатывают стереотипы. Однако время идёт, и уже нередки случаи, когда классный руководитель приходит ко мне вместе с родителем, и мы вместе пытаемся решить возникшую проблему.

Учителя чаще всего обращаются за консультативной помощью. Серьёзных конфликтов пока не было. У нас очень здоровая атмосфера в педагогическом коллективе.

– С какими проблемами в основном обращаются ребята?

– Гимназистов интересует, насколько правомерны: удаление с уроков, объём домашнего задания, задерживание в классе во время перемен, некорректные замечания на уроке. Самые распространённые конфликты, как правило, связаны с тем, что ученик не согласен с выставленной оценкой. Единого алгоритма решения этой конфликтной ситуации пока не выработано. Чаще всего бывает достаточно вместе проанализировать, за что выставлена та или иная оценка. Иногда мы приглашаем одноклассника, которому доверяет ребёнок, прокомментировать оценку, дети прислушиваются к мнению сверстников. Если ситуация повторяется, я разъясняю возможность перейти на экстернат по предмету, вместе мы обращаемся к другому учителю за помощью.

Одно из последних обращений было таким. Девочка была обеспокоена, что её подруга приходит к ней в гости, сидит допоздна, при этом отключает свой мобильный телефон и просит сказать маме девочки, что она не может пойти домой, так как родители ещё не пришли с работы, а она боится быть дома одна. Тем временем родители подруги разыскивают её. Девочка боялась сказать своей маме правду, чтобы не поссориться с подругой. Я убедила её, что отношения с мамой гораздо важнее, чем ссора с подружкой. Попросила поговорить с подругой и прийти вместе ко мне. В дальнейшем выяснилось, что подруга таким поведением пыталась привлечь к себе внимание своих родителей. Мы договорились, что если ситуация в семье не изменится, мы вместе обратимся к школьному психологу, порекомендовала ей записаться в театральную студию, в которую ходит девочка, обратившаяся за советом.

Я нередко рекомендую ребёнку поговорить и с другими специалистами в нашей школе: психологом, социальным педагогом, педагогом по воспитательной работе. Порой убеждаю, что надо поделиться проблемой с родителями или с классным руководителем. Важно, что без согласия ребёнка, и он об этом знает, никаких действий я не предпринимаю, гарантируя полную конфиденциальность. Доверие – основа наших взаимоотношений.

Разные ситуации диктуют разные алгоритмы решения проблемы. Часто ребёнку достаточно, чтобы его просто выслушали и поговорили по душам, дали совет, которым он может и не воспользуется, но этот разговор вернёт ему душевное спокойствие. Кстати, это касается не только детей, но и родителей: им порой кажется, что проблемы, с которыми они столкнулись, связаны только с их детьми, и они в растерянности, а иногда ещё хуже – в агрессии по отношении к своему ребёнку, либо к школе. И тут душевный разговор порой  гораздо эффективней жалоб и обращений во всевозможные инстанции. Человеческий фактор – вот о чём не нужно забывать в нашей работе.

Беседовала Жанна МОШКОВА, фото из архива Е.В. ПУРЫХИНОЙ

 

© 1995—2013 ГАУ МО «Троицкое информационное агентство МО»

Подведомственная организация Министерства по делам печати и информации Московской области

 

Информационные
агентства МО
Полный архив
номеров газет