GISMETEO: Погода по г.Троицк (Моск.)
01 сентября 2008 13:51
Волшебная страна знаний

Троицкая Начальная школа существует в нашем городе с 1997 года. В свое время она была перепрофилирована в школу из детского сада, и сейчас это успешное образовательное учреждение, ставшее в 2005 году победителем конкурса «Лучшая школа Подмосковья» в номинации «Успешные ученики», а в 2006 году – победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Насколько Начальная школа готова к новому учебному году, каковы перспективы ее развития, и что за здание строится на школьной территории? На эти и многие другие вопросы отвечает директор школы, кандидат педагогических наук Лариса Геннадьевна Кудрова.

 

Лариса Геннадьевна, насколько Начальная школа готова к учебному году?

Буквально только что закончилась административная проверка школы. На мой взгляд, школа готова. Несмотря на то, что есть еще какие-то недоработки (вешают шторы, украшают здание цветами, устанавливают последнюю технику), но детей уже можно привести в школу.

В этом году большое количество учеников?

Детей очень много – 106 первоклассников. Это четыре класса при планируемых трех. И, несмотря на то, что мы набрали дополнительный класс, они все равно получились по 26–28 человек.

Как организован образовательный процесс в Начальной школе?

В школе есть первый, второй, третий и четвертый классы. Закончив у нас четыре класса, далее дети идут в выбранную основную школу. Хотя у Начальной школы есть договор с лицеем, право выбора остается за родителями. Также с октября по апрель в нашей школе проводятся курсы предшкольной подготовки. Стратегическая цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию ребенка, формировать первичную целостную картину мира. Занятия проводятся три раза в неделю.

Перед вашей школой стоит серьезная задача: вы готовите детей к более или менее взрослой жизни. Начальная школа – своего рода плацдарм. Насколько это сложно, и есть ли у школы какие-либо нововведения в учебном процессе за последнее время?

За последние семь лет наша школа очень изменилась. Мы плавно перешли на новую программу, которую курирует Российская академия наук, – «Перспективная начальная школа». Это программа углубленного изучение всех предметов начального обучения: и русского языка, и математики, и литературного чтения, и окружающего мира, и английского языка. Благодаря данной системе, школа дает глубокое и прочное начальное образование. Те способности, которые ребенок проявил в нашей школе, и дают родителям возможность выбрать профиль учебного заведения для дальнейшего обучения.

Насколько серьезно с психологической точки зрения, когда ребенок заканчивает четыре класса в одной школе, а для дальнейшего обучения переходит в другую?

Это действительно непросто, но, учитывая, что наша программа не только насыщена знаниями, но и разными формами обучения, детям достаточно легко при такой ситуации. Начиная с первого класса, они учатся работать в парах, в группах, вместе со взрослым, учатся искать и обрабатывать информацию самостоятельно. Также дети учатся работать со словарями, с Интернетом, делать научные сообщения, общаются с авторами учебников, с учеными. И в основной школе проблем вдруг становится меньше…

 Родители выбирают вашу школу, потому что дети получают здесь углубленные знания?

На самом деле, по разным причинам. Кого-то интересуют знания, кто-то доволен режимом работы. Ведь школа работает в режиме полного дня. При этом во второй половине дня ученики выполняют свои домашние работы. Это своего рода самоподготовка. Соответственно, она гарантирована качеством, ведь это не мама за него сделала, а он сам. Хотя такого рода подход не всегда может удовлетворять запросам родителей, потому что это не всегда настолько чисто и аккуратно, как хотели бы родители. 

Во второй половине дня ведется коррекционная работа с логопедом-психологом. В школе также есть корригирующая гимнастика, студия бального танца, клуб-изостудия, хоровая студия. Во второй половине дня, помимо двух часов учебной сетки, есть дополнительное платное образование по английскому языку. И здесь опять родителям дается право выбора: либо это углубление изучения языка по учебникам английского издательства, либо это просто педагогическая помощь ученику, если он с трудом успевает на уроке.

Получается, у ребенка расписан весь день, и по возвращении домой он может спокойно отдыхать, не думая о домашней работе.

Да, и не надо забывать о том, что помимо самого учебного процесса, это еще и прогулки, и питание…

Существуют ли какие-либо определенные правила отбора при поступлении в Начальную школу или же любой маленький троичанин может стать вашим учеником?

Каждый ребенок нашего (четко закрепленного) микрорайона зачисляется по заявлению родителей и по предоставлению документов. Остальные дети зачисляются на вакантные места по решению медика, психолога и после педагогической консультации. В школе действует медико-психолого-педагогическая комиссия, которая рассматривает кандидатуры будущих учеников, медицинские документы, результаты дошкольного образования в образовательном учреждении, рекомендации дошкольных психологов, педагогов. На этом этапе проходят беседы с ребенком. Для детей наших базовых детских садов (№ 5 и № 6) – это буквально пятиминутная экспресс-беседа. Нам просто нужно посмотреть ему в глазки, понять, насколько он готов к общению. В это время отдельные педагоги изучают портфолио ребенка.

Что входит в это портфолио?

В него входят материалы диагностических работ, которые мы разработали совместно с детскими садами. Также входят рекомендации психолога детского сада и творческие работы ребенка. И, соответственно, все медицинские документы (справки). Городские дети проходят более подробные тестирования, где мы сами заполняем диагностические профили, которые создавались совместно с детскими садами.

Давайте немного вернемся к истории. С какого года существует начальная школа именно как школа?

С 1997 года. В прошлом году нам исполнилось 10 лет. Мы маленькие, но очень серьезные «жители» города Троицка. За эти годы школа изменилась кардинально, хотя остался костяк старых учителей – творческий коллектив тех, кто создавал школу с самого начала. Если посмотреть на ленту времени нашей школы, то мы увидим, что каждый год было какое-то новшество, видоизменение. С 1988 года Начальная школа – филиал Федерального научно-методического Центра им. Л.В. Занкова. В 1998 году в нашей школе была основана детская организация «Звездная страна». В основу проекта положены идеи философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Каждый класс «открывает» свою планету, принимает законы, по которым живет, выбирает капитана. А они, в свою очередь, образуют Совет капитанов. Главный орган Звездной страны – Парад  планет, который проходит два раза в год (осенью и весной).

Маленький принц, своего рода, символ вашей школы…

Именно так! Если посмотреть на школьный флаг или значок, который есть у каждого ребенка, то вы увидите Маленького принца. На нашем гербе изображены детские руки, которые держат розу. Маленький принц  главного героя всех школьных праздников. В 1998 году поняли, что детская организация – это хорошо, но, тем не менее, структура школы такова, что каждый класс находится в своем помещении и межвозрастного общения детям не хватает, поэтому появились клубы по интересам. И так каждый год что-то менялось… Коллектив тоже вырос, хотя одновременно и помолодел. Вот сегодня, буквально несколько часов назад, я приняла на работу еще одного молодого специалиста – учителя английского языка.

Поговорим о некоторых перспективах, а конкретнее, о новом корпусе – пристройке к Начальной школе.

Это очень долгожданный проект. Каждое утро я начинаю с того, что заглядываю в окошко соседнего корпуса и пытаюсь понять, что изменилось за прошедший день, сколько рядов кирпича положили, появились ли новые перекрытия. Вся затея с пристройкой началась в 2005 году. Тогда администрация города Троицка «услышала» наших родителей и коллектив школы.

Администрация школы с трудом выдерживает темп работы: три наших класса находятся в лицее, один класс – в детском саду № 5. В школе есть вторая смена. Понятно, что такие условия неудачны для младших классов. Представьте: маленьких детей во второй половине дня в любое время года, в любую погоду, нужно привести сюда на танцы или на какое-то общешкольное мероприятие, которые проходят как минимум раз в месяц и как максимум – каждую неделю. С технической и организационной сторон это очень тяжело. Пристройка нам действительно нужна, чтобы собраться одним большим коллективом.

Начиная с октября прошлого года, у нас работает предшкольная подготовка – а это еще 75 малышей (три класса). У нас маленький актовый зал, рассчитанный на сто детей. А на сегодняшний момент школа насчитывает 366 детей. Спортзал еще меньше – рассчитанный на один класс. Все массовые спортивные мероприятий мы вынуждены проводить в другом месте – либо на улице, либо в актовом зале, либо в «КВАНТе», где, например, совместно с Красносельским интернатом мы провели спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Кабинет информатики – он же кабинет английского языка, он же учительская. Соответственно, расписание составить очень тяжело. Все нормы для детского сада того поколения (здание было построено в 1980 году) были достаточными. Сегодня даже учебные классы не соответствуют нормам, они перегружены. В новом здании у нас появится административное помещение. Сегодня ни у завуча по воспитательной работе, ни у завуча по научно-методической работе, ни у завуча по учебной работе нет своего кабинета. А соответственно, всю документацию они вынуждены хранить в классах. Психолог и логопед проводят  коррекционные занятия в помещении в 10 квадратных метров. Все это, безусловно, вызывает трудности в составлении расписания и в полноценной работе.

Что будет в новом корпусе помимо административных кабинетов?

Там будет большой спортивный зал с раздевалками, туалетами, душевыми кабинками. Планируется большой актовый зал с возможностью иметь костюмерную, хранилище всевозможного реквизита. Будет большая библиотека с читальным залом, учебные кабинеты, отдельный компьютерный класс, кабинеты ИЗО, труда, большие рекреации. Но все это, в свою очередь, потребует реконструкции и от нынешнего здания. Например, в пристройке не предусмотрена столовая, и в этих целях нынешний актовый зал будет переделан. Эта возможность согласована с санитарно-эпидемиологической службой. В новом здании будет два основных этажа, а третий этаж будет оборудован в танцкласс с круглым подиумом и зеркалами.

Стройка началась в августе прошлого года. Каковы сроки сдачи этого объекта?

Сроки установлены и всем известны, это – первое сентября следующего года, но, если честно, мы боимся сглазить… Мы так долго этого ждали. Хотя то, что сделали строители за этот год – это серьезно.

И напоследок, Лариса Геннадьевна, что бы Вы посоветовали родителям накануне нового учебного года. Как грамотно ввести ребенка в учебный процесс после летнего отдыха? Понятно, что это больше задача педагога, но все же…

Нужно настроить ребенка на учебный год. Ни в коем случае, не пытайте его чтением, письмом. Понятно, что за три летних месяца ребенок что-то забыл, и не надо лишний раз напоминать ему об этом. Пусть он лучше выполнит какую-то творческую работу. В конце прошлого учебного года каждый ученик нашей школы получил творческое летнее задание: составить гербарий, написать дневник наблюдений, нарисовать «портрет» лета, написать письмо учителю. Выполнение таких заданий и будет способом вспомнить то, чему он научился в предыдущем учебном году.

Беседовала Анна ГАБРИЕЛОВА

 

© 1995—2013 ГАУ МО «Троицкое информационное агентство МО»

Подведомственная организация Министерства по делам печати и информации Московской области

 

Информационные
агентства МО
Полный архив
номеров газет